Меняем помпу на моторах 1.8/2.0 TSI
Любой автомобильный двигатель должен охлаждаться. Малая часть имеет воздушное охлаждение, поголовное же большинство – жидкостное. А значит, имеет в системе и насос. Сегодня рассматриваем моторы TSI объёмом 1.8 и 2.0, устанавливаемые на различные модели концерна VAG
Когда необходимо менять помпу?
Водяной насос призван осуществлять непрерывную циркуляцию антифриза в системе охлаждения. И его ресурс зависит от большого количества факторов, замена производится не по пробегу, а при появлении признаков неисправности. Чаще всего – это течь антифриза. В конструкции большинства водяных насосов для уплотнения вала используются не обычные сальники, а так называемые динамические уплотнения. Впрочем, подробно об этом было написано в другой статье. Сейчас же уместно упомянуть только то, что при неисправности этого уплотнения антифриз начнёт выливаться наружу через специальное отверстие в корпусе. Причём сначала - в небольших количествах и будет испаряться быстрее, чем оставлять очевидные следы. Тревожным симптомом станет только снижение уровня в расширительном бачке. Игнорировать его опасно, есть риск перегреть мотор, что чревато дорогостоящим ремонтом.
Помпы на моторах 1.8/2.0 TSI
Автомобильный мир производил на свет водяные насосы всевозможных конструкций - от простых до невероятно сложных. Помпу, устанавливаемую на моторах 1.8 / 2.0 TSI, не назвать обычной:
Её можно найти на следующих автомобилях:
- Audi A3 (8P) / A4 (8K) (8F) / A5 (8F) (8T) / A6 (4G) (4hH) / Q3 (8U) / Q5 (8R) / TT (8J)
- Skoda Octavia II RS 2005-2013
- Skoda Superb II 2008 - 2015
- VW Amarok (2H) 2009 - 2016
- VW Amarok (S1) 2011 - 2016
- VW Beetle (5C) 2011 - 2019
- VW Passat CC (35) 2008 - 2012
- VW CC (35) 2011 - 2016
- VW Golf 5 (1K) 2003 - 2009
- VW Golf 6 (5K) 2008 - 2014
- VW Jetta 5 (1K) 2004 - 2011
- VW Passat 5 (3C) 2005 - 2010
- VW Passat 5 Variant (3C) 2005 - 2010
- VW Passat 6 (36) 2010 - 2014
- VW Passat 6 Alltrack (36) 2012 - 2014
- VW Scirocco 3 (13) 2008 - 2017
- VW Sharan 2 (7N) 2010 -
- VW Tiguan 1 (5N) 2007 - 2018
На моторах:
AXX. CAEB. CAWB. CAWA. CDNC. BWA. CCZA. CJEB. CABA. CDHA. CPMA. CDNA. CNCD. CDNB. CHJA. CCTA. CCZB. CCZC. CAKA, CCBA, CGWC, CGXC, CREC, CTUB . CESA. CFPA . CBFA .
Правильнее сказать, что это целый терморегулирующий узел. В большом корпусе собраны и непосредственно водяной насос, и термостат, и распределительный узел, от которого расходятся потоки антифриза в разных направлениях. Приводится в действие он собственным зубчатым ремнём:
К сожалению, назвать этот узел надёжным нельзя. Как показывает многолетняя практика, слабым местом оказался именно корпус. На большинстве моторов помпу приходится менять именно по этой причине:
А местоположение водяного насоса весьма затрудняет как поиск места утечки, так и саму замену. На машинах с поперечным расположением мотора он крепится к передней (по ходу движения) части блока, закрыт сверху впускным коллектором, а спереди – радиаторами:
Помпу очень сложно рассмотреть сверху и снизу:
Как заменить помпу на моторах 1.8 / 2.0 TSI?
Есть два способа, простой и сложный: без снятия впускного коллектора и со снятием. Какой из них проще? А это тоже вопрос Первый позволяет сэкономить на запчастях, но для того, чтобы уверенно произвести замену, нужно точно знать, что делать, потому что из-за ограниченного пространства работать придётся практически вслепую. Второй же позволяет освободить рабочее пространство и обзор, а значит, исключить ошибки. Именно этот способ и рассмотрим. Но, вопреки традиции, список необходимых запчастей будет опубликован в конце.
Снятие помпы
Для начала демонтировать то, что очевидно:
-топливную магистраль низкого давления:
- патрубок вентиляции картерных газов:
- извлечь корпус воздушного фильтра:
- открутить хомут воздушной магистрали от дроссельной заслонки:
- два болта крепления магистрали к блоку:
- извлечь патрубок из разъёма на интеркуллере, вынуть магистраль:
- открутить магистраль высокого давления от ТНВД:
- слить антифриз с нижнего патрубка радиатора и дополнительного насоса системы охлаждения;
- извлечь патрубки системы охлаждения, проходящие перед коллектором:
- для этого: снять хомуты, стянуть патрубки, открутить один винт крепления возле масляного фильтра:
- открутить второй винт:
- извлечь патрубки, можно вместе с дополнительным насосом;
- разъединить прочие вакуумные и воздушные магистрали:
- открутить блок дроссельной заслонки:
- открутить кронштейн поддержки коллектора. Он крепится на двух винтах:
- сам впускной коллектор крепится винтами в два ряда. Верхний очевиден:
- второй более скрыт:
- открутить винты:
- снять коллектор:
- на коллекторе множество электрических разъёмов, но достаточно разъединить один большой, соединяющий косу коллектора с проводкой:
- попутно можно оценить состояние самого коллектора:
- и впускных каналов:
Впрочем, это уже тема для другой статьи
Коллектор снят, можно убедиться в правильности поставленного диагноза:
Убедившись, можно приступать к снятию водяного насоса:
- открутить винты крепления обводного патрубка:
- извлечь патрубок из корпуса помпы:
- снять радиаторные патрубки:
- открутить кожух приводного ремня:
- открутить винты крепления помпы к блоку:
Винты различаются по размеру, не перепутать с другими, особенно с винтами крепления кожуха!
- отодвинуть корпус помпы от блока, снять с направляющих:
- корпус помпы слегка опустится, и это позволит снять приводной ремень:
- корпус помпы соединён с корпусом теплообменника посредством муфты:
- снять помпу, потянув её в сторону от теплообменника:
Помпа снята, можно ближе рассмотреть место повреждения:
Почему ломается корпус помпы?
Есть мнение, что причиной тому – коррозия блока:
Корпус помпы из материала, который совершенно непластичен. И даже небольшое количество ржавчины, вспучивающейся на блоке в местах соприкосновения, заставляет корпус трескаться. Но это не точно (с). Но то, что корпус из пластика в данном случае – не лучшее решение, подтверждает предложение именитых брендов: помпа в алюминиевом корпусе:
Подготовка к установке
Как бы там ни было, в первую очередь необходимо очистить все привалочные плоскости:
- впускной коллектор снимался со всеми форсунками:
Значит, автоматом – замена всех уплотнений:
- заменить уплотнения в быстросъёмных фланцах:
Обычно они идут в комплекте с помпой:
Но лучше приобрести оригинальные
Уплотнение между корпусом помпы и блоком является частью корпуса:
- очистить прочие поверхности блока, привалочную плоскость впускного коллектора.
Установка помпы
Для соединения корпуса помпы и теплообменника понадобится новая муфта:
- перед установкой нанести немного силиконовой смазки на уплотнения:
- вставить муфту в теплообменник:
- наживить корпус помпы на муфту:
- не надевая на направляющие, прижать корпус к блоку;
- не снимая резиновый чехол на крыльчатке, надеть ремень:
Чистыми и сухими руками!
- надеть корпус на направляющие:
- наживить винты крепления:
- затянуть усилием 9 Nm:
Причём в определённом порядке:
- и только теперь можно снять резиновый чехол:
- надеть и прикрутить защитный чехол:
- заменить уплотнение на обводном патрубке:
- нанести немного силиконовой смазки:
- вставить в корпус, затянуть винт крепления усилием 5Nm
- произвести сборку в обратной последовательности;
- залить антифриз:
- запустить мотор, прогреть, убедиться в отсутствии воздушных пробок.
Какие запчасти нужны для замены помпы?
Итак, для замены водяного насоса на моторах 1.8 / 2.0 TSI описанным способом (то есть со снятием коллектора) потребуются:
- водяной насос - 06H121026DD ;
- антифриз - G013A8JM1;
- прокладка впускного коллектора - 06F129717D;
- уплотнения (кольца) быстросъёмов 2 шт - N90765301;
- уплотнение обводного патрубка - WHT006407;
- комплект уплотнений для форсунок 4 шт- 06J998907B;
- соединительная муфта - 06H121131C.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.