Каталоги по VIN Акции Оптовый отдел

Несколько лет назад  Almera была самой продаваемой из продукции Nissan. И на станциях ЕвроАвто данный автомобиль частый гость:

  

Машина достаточно простая и надёжная, а частый гость хотя бы потому, что производитель определил периодичность замены ремня ГРМ в 60 000 км. Об этой процедуре сегодня и поговорим. Но сначала заглянем под капот:

  

Мотор серии K4M, 1.6 16V

В современном автомобильном мире давно разрушены все границы, и в теле японской машины честно трудится французский мотор серии K4M, объёмом 1.6 литра, с 4-мя клапанами на цилиндр. Естественно, что и в «родных» автомобилях он известен более широко. Это Рено Логан, Рено Сандеро, Рено Меган,Рено Лагуна и Рено Сценик.

Ни саму Альмеру, ни французских «сводных братьев» нельзя причислить к премиум-классу, владельцы которых проводят обслуживание только у официалов. Бюджетному  автомобилю бюджетное обслуживание – вот каким лозунгом они нередко движимы, обращаясь в гаражный сервис. С учётом того, что замену приводного ремня необходимо производить часто, возникает естественное желание сэкономить. Ведь далеко не все автовладельцы знают технологию этой процедуры. А между тем, на K4M шестерни на распредвалах не зафиксированы жестко, шпонки отсутствуют, и заводская инструкция предписывает откручивать центральные болты. А чтобы потом идеально выставить фазы ГРМ, требуется специальный инструмент:

 

Конечно можно обойтись и универсальный фиксатором - маркером. Многие сервисы им и обходятся. И мотор даже заведётся, и даже будет ездить. Возможно, что и разницы вы не почувствуете. Но раз производителем предусмотрена определённая последовательность действий и разработан специальный инструмент, значит идеального результата можно добиться, только следуя этим инструкциям.

Что нужно для замены ремня?

- КОМПЛЕКТ ГРМ – 1680600Q0L

- болты распредвалов – 1301200Q0D

- центральный болт коленвала – 1230900Q0E

- заглушки - 1104800QAC и 1104800QAA

При необходимости:

- помпа – 2101000Q3C

- сальники распредвалов – 1351000Q0B

- сальник коленвала – 1351000QAD

- антифриз – 99902374

Как снять старый ремень?

Для начала снять правое колесо и локер:

  

- снять ремень генератора:

  

- открутить центральный болт шкива:

  

Тут надо уточнить: при наличии пневмогайковёрта это не представляет проблему. А вот для тех, у кого его нет, нужно как-то зафиксировать коленвал. Впрочем, это нужно и для затяжки нового болта динамометрическим ключом. Большинство производителей придумывает различные приспособления, а в нашем случае рекомендуется просто удерживать коленвал за венчик маховика большой отвёрткой. Осталось найти отверстие в карете КПП. И спрятано оно на задней (по ходу движения) части:

  

  

  

- снять шкив

  

- открутить нижнюю крышку кожуха ГРМ:

  

- снять защиту топливной рампы:

  

- снять воздуховод:

  

- слить антифриз:

  

- вывесить мотор на траверсе, или обеспечить упор:

  

- открутить правую опору двигателя:

 

- открутить кронштейн опоры:

  

  

- открутить болты крепления и снять верхнюю крышку:

  

  

Теперь надо выставить ВМТ (верхнюю мёртвую точку). Для этого надо найти на передней части блока заглушку, со шляпкой болта:

  

  

- выкрутить заглушку, а вместо неё вкрутить вот такой фиксатор:

  

  

- вкрутить старый болт коленвала, без шкива, и прокрутить вал до тех пор, пока он не упрётся в фиксатор:

  

- удалить заглушки из ГБЦ:

  

  

- на торцах распредвалов есть прорези:

  

В положении ВМТ первого цилиндра они (прорези) будут смещены относительно центра вниз. В противном случае необходимо выкрутить фиксатор, прокрутить коленвал на 180°; и снова выставить ВМТ.

- вставить специальный фиксатор:

  

При определении ресурса привода ГРМ отталкиваются от «слабого звена». Это может быть и ролик, и ремень, и помпа. Но для разных моторов регламент может сильно различаться - от 60 до 180 км. Хотите убедиться, что не зря затеяли замену? Проверьте натяжение старого ремня:

Как видите, более чем ослаблен

И это не растяжение (зубчатые ремни не растягиваются), это именно износ. Но из-за этого провисания велик риск смещения фаз, а на моторе K4M это чревато встречей клапанов и поршней.

Далее:

- ослабить гайку ролика-натяжителя и извлечь его:

  

  

- снять старый ремень:

  

- открутить и извлечь обводной ролик:

  

  

Замена сальников

Одна из причин снижения ресурса ремня – попадание на него технических жидкостей. Поэтому, проводя работы по замене ремня и роликов ГРМ, необходимо провести ревизию всех уплотнений. В частности – сальников распредвалов:

  

Если налицо подтекание масла, старые сальники необходимо заменить.

ВАЖНО: оригинальные уплотнения - из PTFE, а большинство заменителей – классические каучуковые. И технология их замены в некоторых пунктах различается.

- открутить болты крепления шестерёнок на распредвалах:

  

Сами шестерни необходимо удерживать специальным фиксатором

- извлечь старые сальники:

  

- обезжирить посадочное место;

  

- нанести немного смазки на рабочую кромку нового сальника:

  

- а вот посадочное место должно быть сухим и чистым:

  

И никаких герметиков!

- установить новые сальники на вал, не повредив рабочую кромку:

  

- убедиться, что сальники запрессованы ровно, без перекосов:

  

При использовании оригинальных, так называемых «пластиковых» сальников надо помнить следующее:

- ни на рабочую поверхность, ни на посадочное место нельзя наносить смазку или масло, они должны быть чистыми и обезжиренными;

- для установки подобных сальников необходимо использовать специальные оправки;

- после установки «пластикового» сальника нельзя запускать мотор по крайней мере 4 часа. Иногда и дольше, так что читайте инструкции.

Замена помпы

Водяной насос в моторе K4 приводится в действие ремнём ГРМ, и вполне логично задуматься об их единомоментной замене.

  

Хотя самим производителем это не предусмотрено. Рекомендация об оценке состояния есть. Но где гарантия, что помпа, выглядевшая нормально при снятом ремне, не потечёт через ближайшие 10 000 км? А при снятом ремне замена помпы – это всего лишь несколько болтов.

Да, процедура замены помпы проста, но надо учитывать несколько нюансов:

- два болта вкручиваются в блок, а отверстия сквозные, и выходят они в рубашку охлаждения. Вычислить их легко:

  

  

- перед установкой новой помпы необходимо очистить привалочную плоскость блока:

  

- чтобы не повредить или не уронить прокладку помпы, рекомендую надеть её сразу на обе направляющие:

  

- на те два болта, что выходят в рубашку охлаждения, нанести немного герметика:

  

- надеть помпу, наживить болты крепления:

  

Обозначены те самые два болта

- затянуть все болты крепления помпы усилием 10Nm:

  

Единственный болт со шляпкой на 10 мм затянуть усилием 27Nm

В корпус помпы обычно вкручена шпилька под ролик-натяжитель. Но новые помпы продаются без неё, зато новую шпильку можно найти в комплектах ГРМ от некоторых производителей. Не торопитесь её сразу вкручивать, сначала сравните со старой:

  

Обратите внимание: общая длина-то одинаковая, но различается резьбовая часть. И если вкрутить новую шпильку как положено, до упора, по гайку крепления ролика, то  останется меньше витков резьбы. Это опасно!

Установка нового ремня

- закрутить болты крепления шестерёнок распредвалов. Но не затягивать, а так, чтобы сами шестерни могли на валу крутиться:

  

- убедиться, что логотип Renault на шестернях смотрит строго вверх:

  

- надеть ролик натяжитель на шпильку:

ВАЖНО: необходимо, чтобы выступ на корпусе ролика попал в выемку в корпусе помпы:

- накрутить, но не затягивать гайку;

  

- накинуть на шестерни новый ремень:

  

- надеть специальный фиксатор, который определяет положение шестерёнок распредвала:

- накинуть новый ремень на шестерни распредвалов, ролик натяжитель и шестерню коленвала:

  

- вставить паразитный ролик, вкрутить болт и затянуть его усилием 50 Nm:

  

- вставить шестигранник на 6 мм в отверстие на ролике-натяжителе и вращать его по часовой стрелке:

  

  

- с помощью зеркала убедиться, что стрелка индикатора натяжения остановилась напротив прорези:

  

- затянуть гайку натяжителя с небольшим усилием (порядка 7 Nm);

- затянуть болты распредвалов, удерживая шестерни фикстатором:

  

30 Nm

- извлечь фиксатор распредвалов:

- выкрутить фиксатор коленвала;

- прикрутить нижний кожух ремня ГРМ, шкив коленвала прикрутить новым болтом:

  

  

- затянуть болт усилием 40 Nm+145+/-15°:

  

  

ПРОВЕРКА:

- провернуть коленвал без малого на два оборота, вкрутить нижний фиксатор, довернуть коленвал до упора;

- вставить фиксатор распредвалов;

- вставить индикатор в шестерни распредвалов.

Если они вставились, проверить натяжение ремня, при необходимости подкорректировать.

- довернуть болты распредвалов на 85°:

  

- затянуть гайку натяжителя усилием 27 Nm:

  

Если же фиксаторы валов не вставились в прорези, открутить центральные болты и провести установку заново.

- обезжирить поверхности в торце головки блока:

  

- вставить новые заглушки:

  

  

- вкрутить нижнюю заглушку, предварительно нанеся на неё небольшое количество герметика:

  

  

Затянуть усилием 20 Nm

Установить оставшиеся снятые детали в обратной последовательности.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ РЕМНЯ ГРМ

Яков Финогенов

Технический специалист ЕвроАвто.