
ТРИПОД. Замена
Что такое трипод?
Трипод – это одна из разновидностей ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), позволяющая передавать крутящий момент от коробки передач на колесо. И если классический ШРУС – это шесть шариков, то трипод, как и следует из названия, имеет три подвижных элемента
Применяется он на многих автомобилях, в том числе и на машинах концерна VAG. И нередко владельцы таких машин могут наблюдать подобную картину:
Видимо, из-за конструктивной особенности подвески, вкупе с коротким левым приводом при большом ходе подвески, резиновый чехол постоянно натянут, из-за чего и часто рвётся. И тут важно вовремя обнаружить эту беду и вовремя заменить. Потому что стоит слегка зазеваться, и резинкой уже не отделаться - придётся менять и сам трипод. А он значительно дороже пыльника. И хорошо, если сначала появятся тревожные симптомы, а ведь возможен вариант, когда машина просто встанет без движения. И происходит это традиционно не в то время и не в том месте.
Как заменить трипод или его пыльник?
Для начала, пока машина ещё на колёсах, стронуть центральный болт:
снять колесо;
- открутить центральный болт;
- открутить гайки крепления шаровой опоры к рычагу:
- потянуть рычаг вниз, а поворотный кулак - наружу, вывести ШРУС из ступицы:
В трансмиссию корпус трипода обычно просто вставлен и держится за счёт стопорного кольца.
Для извлечения трипода рекомендовано использовать специальный клин, но можно воспользоваться простой монтировкой:
Вставить монтировку между корпусом КПП и триподом и резким движение отщёлкнуть его
- снять хомут пыльника;
- снять корпус трипода.
На палке привода останется рабочая часть, три оси с роликами:
- снять стопорное кольцо, снять внутреннюю часть трипода;
- отмыть палку привода:
- надеть новый пыльник;
- надеть новый трипод:
- надеть стопорное кольцо:
- заменить стопорное кольцо на шлицевой части корпуса трипода - то, которое удерживает его внутри коробки:
Выдавить смазку в корпус трипода:
А какую смазку использовать?
Это очень важный момент. Дело в том, что из-за высоких ударных нагрузок, например, при трогании автомобиля с места, преодолении подъёмов, данный тип шарнира требует выбора специальной смазки. Применение не подходящей для шарнира смазки — низкого качества или неспособной выдерживать ударные нагрузки — приводит к быстрому износу. Для шарниров Рцеппа на 6 шариках применяется пластичная смазка чёрного цвета с содержанием дисульфида молибдена, 3 % или 5 % (для особо тяжёлых условий эксплуатации), что прямо указывается в описании. И именно поэтому важно соблюдать герметичность. Вода в сочетании с кислородом воздуха при высоких температурах (400°-600°) превращает MoS2 в абразивный диоксид молибдена.
А вот для триподов на игольчатых подшипниках смазка не содержит добавки молибдена MoS2 . И в любом случае категорически запрещено применение графитовой смазки.
Резюме: использовать специальную смазку для триподов.
Как правильно надеть пыльник?
От этого, простого на первый взгляд, момента, зависит ресурс трипода. Смотрите сами: при погружении трипода в корпус смазка будет выдавливаться наружу, это нормально. Но залог крепкой фиксации пыльника – сухая и обезжиренная поверхность корпуса, той широкой канавки, в которой будет держаться пыльник:
Рекомендую следующую последовательность:
- зафиксировать корпус трипода;
- сверху аккуратно вставить привод с самим триподом;
- спустить по палке привода резиновый чехол, надеть на корпус, следя за тем, чтобы под него не попала смазка:
- убедиться, что под пыльником сухо и чисто:
- надеть хомуты на обжимные части:
- стянуть хомуты специальными щипцами:
Перед установкой привода на место убедитесь, что сальники приводов не повреждены и не требуют замены:
Привод в коробку просто вщёлкивается.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.