
Замена ремня ГРМ на VAG с моторами 1.4 16V
Мотор 1.4 16V, конкретно этот – BKY:
Не узнаёте в гриме? А так:
Уверен, вид этих моторов знаком многим VAG-оводам. Ибо ставился он аж с 1997 года под капоты многих и многих моделей. Могу навскидку перечислить такие модели, как APQ, APE, AXP, BCA, BCB и прочие. И славится он не надёжностью, простотой или дешевизной в обслуживании и не тяговыми характеристиками. Я бы сказал – даже наоборот, всего этого нет и в помине. Известность он приобрёл благодаря печальной статистике по самым частым случаям обрыва ремня ГРМ. И даже могу ткнуть пальцем: из двух ремней рвётся всегда верхний.
Почему рвётся ремень ГРМ?
Для того есть множество причин, и теме этой можно посвятить целую статью. Впрочем, всё это давно сделано и расписано красочно самими производителями ремней на страницах своих технических ресурсов. Почему же рвётся именно на этом моторе и именно верхний?
Лично я знаю три причины:
- неисправность ролика-натяжителя. Первое знакомство с загнутыми клапанами произошло по причине лопнувшей обоймы:
Из личного архива
Из-за чего резко провисал ремень, перескок – и загиб. Не раз и не два, делая первую плановую замену ремней на 80 000 км, я снимал с головки ролик, на обойме которого отчётливо виднелись трещины:
Из личного архива
Но это было давно, ролики стали делать более надёжными. Однако ремни по-прежнему рвутся. Почему?
- износ зубчатых шестерёнок:
Ввиду провисания ремня начинается его перемещение взад и вперёд, в итоге и он сам стирается сильно, и шестерню потихоньку стачивает. Не всегда это очевидно, но к 200 000 км шестерни надо менять почти на 100% подобных моторов. Доказательства? Чуть позже.
Третья причина:
- ошибки при установке. Лично мне неизвестны прецеденты обрыва ремня на новых моторах, то есть тех, которые были поставлены на конвейере. А вот после первой или второй замены – множество. Грешат на качество, на внешние факторы, но на самом деле частенько причина кроется в мелочах, и ошибки, неочевидные на первый взгляд, аукаются снижением ресурса.
Применимо к данному мотору самые частые ошибки - это:
- неправильная установка натяжного ролика. Загнутый для фиксации хвостик не попадает в углубление с технологической заглушкой;
- неправильное натяжение. Затянув «с запасом» болт, можно потянуть резьбу в алюминиевой головке блока, и, как следствие, - открутившийся ролик километров этак через 30 000.
Впрочем, есть и ещё один важный фактор: попадание на/под ремень посторонних предметов или технических жидкостей:
Видите, как блестит ремень? Он купался в антифризе
Сегодняшним «пациентом» выступит VW POLO:
И он послужит очень хорошим наглядным примером аж по двум пунктам!
- На этом автомобильчике ремень ГРМ менялся всего 23 000 км назад. Только ремень и ролики, помпу не стали трогать, потому что никаких внешних признаков неисправности она не проявляла. Целых 23 000 км держалась, надув щёки, а потом решила, что хватит, и всё, что держала в себе, вылилось на землю, попутно щедро оросив и ремни, и ролики, тем самым приговорив их к повторной замене.
- Допустим, что 23 000 км назад замену ремней произвели по всем правилам и с соблюдением необходимых требований. Тогда как объяснить, что натяжение малого ремня уже далеко от идеала?
Притом, что натяжение большого ремня – в норме:
Вот и делайте выводы…
Ну а я, пожалуй, перейду к описанию процедуры и постараюсь не упускать никаких мелочей. А вы – записывайте:-)
Снятие ремня ГРМ
- открутить расширительный бачок и отвести его в сторону:
- открутить верхний болт крепления кожуха ГРМ:
-открутить и снять колесо:
-открутить локер:
- взвести натяжитель ремня генератора, повернув его за центральный болт по часовой стрелке:
- зафиксировать во взведённом состоянии, вставив шплинт:
- снять ремень генератора:
На самом деле правильное название - «поликлиновой ремень привода навесных агрегатов»
В некоторых версиях этих моторов даже взведённый ролик мешает снятию кожуха:
И тогда его придётся полностью извлекать:
Путь к креплению извилист и тернист, со стороны приёмной трубы
- слить антифриз с радиатора (при наличии сливного краника):
- открутить центральный болт, удерживая шкив специальным фиксатором:
-снять шкив:
-открутить два нижних болта кожуха ГРМ:
- отщёлкнуть два трудно различимых глазом фиксатора по левой стороне кожуха:
- вынуть кожух ГРМ:
- вывесить мотор. Для этого можно:
1) использовать специальную траверсу;
2) обеспечить упор под двигателем:
Второй вариант выбран не потому, что в ЕвроАвто нет траверсы. Конечно, есть. Но она ограничивает пространство для работы под капотом, а домкрат, наоборот, облегчает опускание и поднимание мотора при необходимости.
- открутить опору от кронштейна и сам кронштейн:
- открутить 4 болта крепления кронштейна к блоку:
- извлечь и этот кронштейн:
И вот он, привод газораспределительного механизма:
ВМТ (верхняя мёртвая точка)
Можно было выставить ВМТ до начала работ, на шкиве есть риска, на кожухе – ответная часть:
Но, во-первых, обзор там не очень, а во-вторых, при откручивании центрального болта ВМТ всё равно сбилась бы. Но VAG-ом всё предусмотрено!
- Вкручиваем центральный болт обратно в коленвал и крутим по часовой стрелке:
На шестерне ремня есть зуб со скосом, а на передней крышке – специальная отливка. Вот их и надо совместить:
Смотрим на шестерни распредвалов:
Отверстия для фиксаторов должны выстроиться в линию
- вставить фиксатор распредвалов. В оригинале, да и у сторонних производителей инструментов, он выглядит так:
Но при всей простоте и удобстве имеет недостаток:
Для снятия большого ремня фиксатор всё равно придётся извлекать
А посему – можно обойтись другими фиксаторами, не связанными друг с другом:
- открутить болт натяжителя, ослабить его и снять ремень:
- отпустить болт натяжителя верхнего ремня:
- снять верхний ремень.
Если верить VW, то замена водяного насоса, то есть помпы, не регламентирована. Поверил им и владелец этого POLO, за что сейчас и расплачивается. Снимаем помпу:
Для этого:
- открутить два болта сверху и снизу;
-открутить ещё один «секретный» болт, который держит пластиковую защиту:
Дело в том, что и помпа, и кожух крепятся одними болтами. Сняв защиту, извлекаем помпу:
В блоке ещё приличное количество антифриза, и он сразу будет выливаться, будьте готовы
- очистить привалочную плоскость:
Перед установкой новой помпы обратите внимание на уплотнение:
Некоторые производители вклеивают прокладку, некоторые прикладывают её отдельно. Во втором случае рекомендую нанести несколько капель герметика в канавку, чисто для фиксации прокладки, чтобы не упала во время монтажа.
- Собрать помпу с кожухом:
-вставить в блок и прикрутить:
20Nm
Внимание – на ролики!
Посмотрите внимательно на ролики-натяжители до их установки на места:
Слева – нижний, справа – верхний
Стрелками обозначено направление натягивания - в разные стороны! У обоих роликов есть стрелочные индикаторы и фиксаторы, с помощью которых механизм фиксирует положение относительно блока или головки блока:
Выступ на «ножке» верхнего ролика должен попасть в углубление технологической заглушки в головке блока:
Установка ремней ГРМ
Прикрутить два паразитных ролика:
Оба болта – 50Nm
- надеть верхний ремень:
Когда он надет правильно, то кажется, что в верхней части он выгнут вверх
Ролик-натяжитель прислонить к плоскости головки блока и ввести вверх:
Тут сложный для описания момент, но я попробую: прижимая натяжитель к головке блока, поднимать его вверх, давить им на ремень, при этом шестерёнки начнут немного разъезжаться, в верхней части ремень натянется, и это позволит натяжителю попасть загибом в нужное место:
- удерживая натяжитель, вкрутить болт;
- вставить загнутый шестигранник в «окно» на корпусе натяжителя:
- поворачивать против часовой стрелки до тех пор, пока стрелка индикатора не совпадёт с выступом:
& nbsp;
И снова зеркало в помощь
Рекомендую: перед окончательным выставлением натяжения несколько раз «перенатягивать» и затем отпускать натяжитель - для полной усадки ремня в шестерни.
- затянуть болт крепления:
20Nm
- надеть большой ремень:
- вставить шестигранник в «окно» на корпусе натяжителя:
- вращая натяжитель по часовой стрелке, совместить стрелку с выступом:
- извлечь фиксаторы распредвалов, провернуть коленчатый вал на несколько оборотов, выставить ВМТ по нижней метке, вставить фиксаторы;
-проверить натяжение на обоих роликах;
- затянуть болт нижнего натяжителя:
20 Nm
- приступить к сборке в обратной последовательности:
50Nm
50 Nm
- установить шкив, вкрутить новый болт:
Важные нюансы:
- прижимные поверхности должны быть обезжирены;
- при установке смазать резьбу;
- момент затяжки зависит от типа болта:
1) 150Nm + 180°
2) 90Nm + 90°
- совершить доворот на необходимый угол:
- залить новый антифриз;
- запустить мотор;
- прогреть до рабочей температуры:
Убедиться, что удалена воздушная пробка, дождавшись включения вентилятора и почувствовав, что из дефлектора отопителя дует горячий воздух:
Рекомендую сделать отметку о дате и пробеге замены ремней ГРМ и следующую смену провести не позже, чем через 60/80 000 км.
При каждом удобном случае контролировать натяжение верхнего ремня.
А вот, собственно, и всё.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАМЕНУ РЕМНЯ ГРМ
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.