Каталоги по VIN Акции Оптовый отдел

Утекает? Наддуем!

Узнать стоимость описанных работ для своего авто, подобрать запчасти и записаться в автосервис

Думаете, что знаете все о системе охлаждения авто?

И снова здравствуйте, и снова с вами ваш внештатный корреспондент Валерий Анатольевич.

Сегодня хотел рассказать вам о системе охлаждения.

То, как я вижу себе эту систему и нюансы, связанные с ней.  Любителям наглядной анимации могу предложить перейти на сайт Hella-Behr и посмотреть интерактивный мультик о её работе. Ну, о  предназначении системы охлаждения все знают. Или думают, что знают.

На всякий случай уточню: основная задача не столько в отведении тепла, выделяемого при работе двигателя, сколько в поддержании оптимального температурного режима в достаточно узком диапазоне. Потому что именно при нём достигается максимальный КПД, происходит полное сгорание топлива, все зазоры достигают расчетных значений и износ минимален. На росте этого диапазона можно отслеживать эволюцию автомобильных моторов. В середине 80-х годов рабочая температура была близка к 90°, сейчас уже перевалила за 100°.  Почему тогда не закипает антифриз? 

Во-первых, за счёт своих химических и физических свойств. Во-вторых , благодаря давлению в системе охлаждения.

Сколько надо антифриза для полного счастья?

Я, к сожалению, уже мало что помню из школьного курса физики, но то, что при повышении давления поднимается и точка кипения, – помню. И это подводит нас к одной простой и очевидной истине: система охлаждения всегда должна быть герметичной! А как рассуждает большинство автовладельцев? Понижается уровень антифриза в бачке? Ну, если не литр в неделю, то и не криминал. Однако – нет, криминал. Когда давление не создаётся или ниже расчетного, мотор эксплуатируется всё время на стадии лёгкого перегрева. Это, представьте, вроде как чайник со свистком вот-вот закипит, ещё не свистит паровозом, но уже «прочищает горло». Так и мотор, особенно его детали из лёгких металлов, работает на стадии температурной деформации. И вполне возможно, что не сразу, но аукнется. Например, пробоем прокладки головки блока. Или где-нибудь «прорвёт трубу». Что лучше, так как дешевле. Но происходит всегда не вовремя.

Отсюда вывод: заметили понижающийся уровень – ищите и устраняйте утечку. Обычно сложность в том, что найти микроскопическую дырочку очень сложно. Не всегда очевидны следы подтекания. Потому, например, что собранный агрегат – это клубок из трубок, шлангов и проводов, обвешанный навесными агрегатами. А также потому, что маленький ручеёк может не оставлять следов, так как вытекающий антифриз будет быстро испаряться на горячей поверхности мотора. И тут на помощь нам приходит… давление!

Чего? Диагностика давлением?

Да-да, чтобы найти место утечки, надо создать в системе избыточное давление. Для этого существует специальное оборудование. Например,у нас целый набор, в котором, кроме насоса с манометром, есть различные переходники под разные расширительные бачки.

Выбираем нужный, подключаем, и… качаем!

Или так:

Естественно, не до состояния воздушного шарика, на котором Винни к пчёлам летал, а в пределах давления, на котором должен срабатывать клапан в крышке расширительного бачка. Обычно это порядка 1.4/1.5 кг/см². И ещё один важный нюанс: мотор должен быть полностью остывшим. Если пробой не в прокладке головки блока, то вы обязательно или увидите или услышите, где течёт.

Нередко текут водяные насосы, так что в моторах, где они приводятся во вращение ремнями ГРМ, необходимо снять кожух, чтобы проконтролировать наличие течи.

С диагностикой вроде определились, а последний пример плавно переводит к следующему вопросу:

Почему же текут водяные насосы?

Все не раз видели и схематические рисунки типа этого:

Все хоть раз держали в своих или видели в чужих руках помпы живьём. Если нет, то вот вам помпа живьём в чужих руках, целая,

и вот вам разобранная на части:

В общем и целом устройство простое и понятное. И как вы думаете, что тут самое сложное? Самая маленькая деталь в правом верхнем углу. Некоторые назовут её сальником, но это не совсем верно. Более правильный термин - динамическое уплотнение. Секрет в том, что оно работает не за счёт прилегания кромки резинового или какого-то другого материала к рабочей поверхности вала. Правильнее сказать, что герметичность обеспечивается за счёт трения, и, главное, для его правильной работы требуется... антифриз.

Утечка - это норма?

Он обладает смазывающими свойствами (среди прочих). Это играет особую роль для торцевого уплотнения водяной помпы, которое бы быстро износилось без охлаждающей жидкости. И вот вам новость: утечка антифриза через это уплотнение ЗАПРОГРАММИРОВАНО!:-) Эта так называемая утечка жидкости между кольцом скольжения и подвижным кольцом незначительна и может испаряться еще внутри водяного насоса, хотя жидкость может скапливаться в резервуаре позади уплотнения и вытекать через дренажное отверстие. Такая утечка предусмотрена автопроизводителем и не является поводом для рекламации.

Очень наглядное кино сделал для нас Gates.

В случае использования охлаждающей жидкости сомнительного качества - или с какими-либо продуктами коррозии и прочими взвесями - кольцо скольжения и подвижное кольцо будут тереться на сухую друг о друга без смазочной пленки или даже быстро изнашиваться из-за грязи, которая будет работать как абразив. Трение на сухую приведет к выделению тепла, которое может вывести из строя торцевое уплотнение, вызвать повреждение поверхности, что приведёт к ухудшению герметичности и протеканию в больших количествах.

Заглянем в корпус помпы:

слева направо: крыльчатка, она, естественно, в антифризе, за ней динамическое уплотнение, а за ним полость с валом помпы и подшипник, который не должен контактировать с антифризом. Поэтому в полости сделаны отверстия

таких отверстий обычно два: одно снизу, второе сверху.

Нижнее (на правой части снимка) обычно выводит в полость, закрытую заглушкой. Туда протекает антифриз в "плановых" объёмах (примерно 1 грамм на 10 000 км) и... испаряется. А вот если уплотнение перестаёт держать и в полости подшипника появляется охлаждающая жидкость, она начинает вытекать через верхнее отверстие, тем самым сигнализируя о неисправности. Игнорирование таких "звоночков" приводит к коррозии вала и подшипников.

И хорошо, если это будет проявляться только шумом. Велика вероятность появления люфта вала, и как следствие, ослабление натяжения ремня ГРМ, ну и...

Вот так плавно и ненавязчиво я подвёл к следующему разделу:-).

Поговорим о спирте? То есть антифризе

Не пугайтесь: ни формулами, ни подробным описанием химического состава я не планировал вас утомлять. Все, включая трезвенников, знают, что на 90% он состоит из спирта. Точнее - моноэтиленгликоля. Пардон, вырвалось. А оставшиеся 10% (называющие себя ингибиторами) творят чудеса. Это и защита от коррозии, и борьба с кавитацией, предотвращение вспенивания, совместимость со всеми эластомерами... И вот вам новое: в составе некоторых из них (G11/G12++/G13 по VAGовской классификации) содержатся силикаты. Эти антифризы после заливания в мотор образуют на поверхности рубашки системы охлаждения плёнку, предохраняющую от появления коррозии. Так вот, если по какой-либо причине вам приходится сливать относительно свежий антифриз, заливать повторно его уже нельзя. Потому что плёнка разрушается при контакте с кислородом и повторно не образуется. Охлаждающая жидкость будет по-прежнему охлаждать и не замерзать, но от коррозии защита работать не будет. Что касается G12, если не ошибаюсь, не предохраняет, но борется с появляющимися очагами (но это не точно (с)).

Кстати, цвет антифриза говорит не о каком-либо стандарте, а прежде всего о том, что он ядовит:-).

Большинство привозимых антифризов продаются в виде концентрата, который необходимо разводить с водой в определённых пропорциях. Чем? Вижу, вижу ваши руки и слышу ответ: "дистиллированной водой". Позволю себе процитировать технический бюллетень одного из немецких брендов:

Высказывание о необходимости добавлять дистиллированную воду в систему охлаждения бытует еще с прошлых времен, когда использовался фосфатосодержащий антифриз. Эти фосфаты были несовместимы с минералами, находящимися в водопроводной воде.

Совет: Так как сейчас антифризы не содержат фосфатов, можно использовать нормальную водопроводную воду, пригодную для питья. Если вода очень жесткая, тогда можно также использовать смесь из дистиллированной и водопроводной воды. Дистиллированная вода обладает одним преимуществом: она практически не содержит минералов, которые могут осаждаться в двигателе. Однако, так как современные антифризы легко комбинируются с относительно жесткой водой, это уже давно не является проблемой. Недостатком же дистиллированной воды является то, что значение pH (водородный показатель) у нее ниже, чем у водопроводной. Чистая, три раза дистиллированная вода обладает нейтральным значением pH, равным 7,0. Водопроводная вода является немного щелочным раствором (значение pH равно примерно 7,5 - 8,0). Охлаждающая жидкость в двигателе должна быть немного щелочным раствором (значение pH > 7) и ни в коем случае не кислым (значение pH < 7), так как в последнем случае будут разъедаться прокладки. По этой причине в антифризы примешивают добавки, которые служат для нейтрализации кислот, чтобы охлаждающая жидкость оставалась щелочным раствором. Если смешивать антифриз только с дистиллированной водой, у которой значение pH меньше, чем у водопроводной, то образуются кислоты, которые должны быть нейтрализированы добавками, что приведет к их скорейшему износу. Это может снизить срок службы охлаждающей жидкости. Таким образом незначительным содержанием минералов в водопроводной воде, по сравнению с «плохим» значение pH дистиллированной воды, можно пренебречь

И напоследок о термостатах?

Конструкция и принцип действия у них у всех одинаковый: герметичный сосуд с воском, который при нагревании расширяется и выталкивает шток, который уже, в свою очередь, так или иначе распределяет потоки жидкости. Тут особо нечего обсуждать. Я хотел рассказать о так называемых электронных термостатах, или точнее - термостатах с электронным управлением.

В их основе тот же самый восковый термостат. Помните, в самом начале я упоминал, что современные моторы для полноты сжигания топлива и большей отдачи работают на очень высокой температуре? Но надо учитывать, что фактическая температура в разных местах системы охлаждения может существенно отличаться. И есть риск перегрева. Для повышения рабочей температуры и в тоже время уменьшение риска выхода её за приемлемый диапазон в электронно-регулируемых термостатах устанавливается дополнительный нагревательный элемент.

Он включается, если блок управления двигателем решает, что мотор в текущий момент находится под повышенной нагрузкой. Например, так: при движении по ровной и горизонтальной поверхности со средней нагрузкой при определённом положении педали газа мотор будет развивать определённые обороты. При движении в гору или буксировке прицепа при том же положении обороты будут меньше, из чего ЭБУ сделает вывод, что нагрузка повышается и вот-вот случится непоправимое", и подаст питание на нагревательный элемент, в результате термостат начинает открываться чуть раньше, чем реально начнёт расти температура.

В теории - здорово придумано, на практике же автовладельцы считают, что это лишнее, и всячески понижают рабочую температуру мотора:-)

На этом сегодня я закончил и очень надеюсь, что хоть чем-нибудь, но смог вас удивить:-)

P.S. При написании этой статьи были использованы знания и материалы, полученные на технических тренингах Continental,Gates,HELLA  и SWAG, за что им всем спасибо:-)

Валерий Анатольевич,

механик СТО ЕвроАвто