Каталоги по VIN Акции Оптовый отдел

Обсуждение поправок - прецедент в новейшей истории

В среду 29 июля в Общественной Палате РФ прошло публичное обсуждение поправок к новому Техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Сообщество независимых СТО забило тревогу: нормы Пакета изменений № 3 являются ограничителем как для потребителей, так и для предпринимателей.

Представители Сообщества настаивают на изменении или даже полном отзыве документа, который не обсуждался с заинтересованными сторонами из-за пандемии. В части пакета изменений были внесены нормы Правила ЕЭК ООН №133. Однако при переносе они были откорректированы, принципиально изменив смысл документа. Например, волшебным образом исчезли определения сферы применяемости автомобильных деталей, то есть слова «при производстве новых автомобилей». Запрет повторного использования компонентов, демонтированных с автомобилей, выведенных из эксплуатации, распространился на все автомобили, находящиеся в эксплуатации. В Техрегламенте не определены многие термины, в том числе «повторное использование», что создает их вольное трактование. Основной аргумент лоббирующей новый регламент стороны - забота о безопасности дорожного движения.

 

Спикеры о поправках к новому Техническому регламенту 

Александр Пахомов, руководитель петербургского СТО «Дилижанс», предложил более широкую общественную дискуссию: “Мы согласны с применением правила №133 ЕЭК ООН, если в ТР ТС 018/2011 его текст будет включен без купюр и без добавлений. Оценивая влияние Пакета № 3 на бизнес и граждан, рассматривая измененный текст правила 133, мы задаемся вопросом: почему изменения направлены в сторону ограничений бизнеса, приводящих к уничтожению целого сектора предприятий в отрасли? Почему предлагаемые изменения приведут к росту расходов граждан на содержание автомобиля, а не наоборот? Зачем взамен продукции собственных машиностроительных предприятий мы должны покупать эти же товары, произведенные за границей? Почему граждане вместо использования оригинальных деталей и агрегатов с большим остаточным ресурсом должны покупать новые и еще в разы дороже? Почему, учитывая падение доходов граждан, их заставляют платить из своего кошелька за то, что им совершенно не нужно?».

 

Автовладельцы не только лишатся права использовать восстановленные узлы и агрегаты, но и будут обязаны получать разрешение для установки простого багажника на крышу. Нормы Пакета №3 вводят запреты свободного использования гражданами дополнительного оборудования для их личных автомобилей.

Элементы рулевого управления — одна из групп деталей, которые в соответствии с поправками в Технический регламент с 2021 года можно будет ставить только новые. Но тот же блок управления находится глубоко внутри кузова, и ни при каком ДТП механически не повреждается. Разница в стоимости запчасти у официального дилера и детали б/у может достигать нескольких десятков тысяч. К примеру, блок управления AIR BAG на автомобиль Audi A6 2011 новый стоит 52 000, а снятый с «донора» – 6 600 рублей. В списке также — вся тормозная система, катализаторы, сажевые фильтры и глушители, рулевые рейки. Если поправки вступят в силу, то независимые СТО потерпят убытки до 80% от выручки. Им останется только менять масло и заниматься шиномонтажом. Последствия могут оказаться масштабными.

Подобные запреты не практикуются ни в одной стране мира. В США и странах Европы есть так называемое «Право на Ремонт». Это право независимого автосервиса выполнять те же самые функции, что и любой официальный дилер. Регистрируетесь на сайте автопроизводителя и покупаете доступ к программному обеспечению блоков управления или любой технической информации. Государство строго следит за исполнением этой процедуры.

В свою очередь, Дмитрий Коротаев, начальник отдела технического регулирования Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России заверил, что Пакет №3 - это всего лишь документ на рассмотрении, и будет еще обсуждаться: “Изначально предполагалось, что поправки будут действовать только для автопроизводителей. Проект должен быть еще направлен на внутригосударственное согласование, и поэтому мы готовы слушать”.

 

Далее выступил Юрий Валько, представитель Союза автосервисов и генеральный директор “Гидравлика”. В своих замечаниях он настаивал на том, что спасением для владельцев 3-5-летних автомобилей, где уже надо менять важные и дорогие узлы, например, рулевую рейку, является применение восстановленная деталь или годная с разборки. Финансовые возможности у всех разные. “Восстановление рулевой рейки б/у на Ford стоит у нас - 35 000 руб, новой - 164 000 руб. Интересы потребителей должны стоять на первом месте”, - отметил спикер.

 

Учредитель федеральной сети “Механика” Дмитрий Даньшов задал интересный вопрос для дальнейшей полемики: “Как изменится наша жизнь? А я вам скажу. Мы будем жить в более отсталой и экономически-зависимой стране. Поправки заставят нас покупать восстановленные компрессоры из Польши, Турции, Голландии. Автопроизводители техническую информацию не предоставляют, так как мы являемся русской компанией. Но, к примеру, как члену ААА (Американской Автомобильной Ассоциации) - пришлют завтра же”. Выступающий отметил, что  нас ждет техническая деградация страны, и чтобы это не стало проблемой, необходимо предусмотреть все цивилизованные механизмы обмена информацией с западными коллегами.

 

В ходе беседы Юрий Пархоменко, генеральный директор ООО “Услугиавто” (лаборатория и орган по сертификации), рассказал, что количество лабораторий оценки переоборудованных транспортных средств сократилось с 35 до 20 за последний год, а государство “закручивает гайки, так как содержать систему считается экономически нецелесообразным. “Мы имеем такие станции только в крупных регионах. Как это отразится на гражданах в будущем - посмотрим”, - заключил Юрий Пархоменко.

Илья Николин, к.ф.н., Союз Автосервисов, генеральный директор франшизы автосервисов “Реактор”, выразил важную мысль, что несопоставимые стоимости б/у и новых узлов, засилье китайских запчастей, безработные специалисты, - всё это повлечет за собой социальное напряжение в обществе и негативные отзывы в сторону государства. Поэтому просьба оставить восстановительный бизнес как есть, - не пустой звук, а спасение для целой отрасли.

Предыдущего выступающего поддержал Богдан Осокин, генеральный директор АО “Легион-Автодата”, Москва, информационное обеспечение автосервисов: “Пакет затрагивает миллионы людей, которые не смогут воспользоваться услугами лабораторий, ни финансово, ни из-за огромных расстояний между ними. Кроме избыточных норм, документ содержит и уголовную ответственность, кто-то всегда в этой цепочке окажется крайним”.

Илья Плисов, заместитель генерального директора Федеральной франчайзинговой сети предприятий “ЕвроАвто”, подчеркнул, что запрет на использование подержанных запчастей не имеет под собой достаточных оснований: «В Техрегламенте не определены критерии «б/у» запчастей. Что это значит? Любой новый автомобиль сразу после начала эксплуатации становится б/у. При текущих формулировках принимаемого документа любая запчасть с такой машины приобретает статус подержанной и недопустима к эксплуатации. Более того, даже новая деталь может быть неисправной. Вот почему мы предлагаем ввести требование к автопроизводителям о раскрытии технической информации. В автобизнесе репутация стоит очень дорого, и любая крупная авторазборка сразу отбирает дефектные запчасти, иначе СТО-потребители от тебя откажутся».

 

Илья Викторович обратил внимание и на социально-экономические причины необоснованности нового Техрегламента: «Если какой-то товар отсутствует, то мы получим перерыв в работе или отказ клиента от ремонта. Этот автовладелец, скорее всего, будет ездить без подушки безопасности или с заглушенным блоком управления. Я уже не говорю о тех, кто просто пересядет на общественный транспорт». 

Усилия законодателей разбиваются об экономические возможности автовладельцев и отсутствие должного контроля со стороны государства. Учитывая импортный состав основного авторынка, всё это приведет к увеличению экспорта и оттока денег из страны.

Частично закроются или уйдут в тень авторазборки, и проблема утилизации возникнет снова. Эта задача в большинстве регионов ляжет на плечи властей, а вопрос экологии встанет острее, ведь именно крупные игроки выполняют роль «санитаров леса». Они потеряют заметную часть прибыли и, держась на грани рентабельности, закроются вовсе. Особенно принятие поправок может повлиять на экономически неблагополучные регионы и Дальний восток.

Отдельным пунктом стоит вопрос о том, как изменится страховой рынок. Большинство спикеров сошлись во мнении, что КАСКО и ОСАГО однозначно подорожают. Почему? Сегодня 20% стоимости ремонта может составлять предложенные к запрету б/у детали. А они по согласованию с клиентом составляют до 50% восстановительного ремонта. Страховые компании в очередной раз задумаются о поднятии тарифов.

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, объяснил, почему возникла такая паника: “Наши границы стали прозрачными, многие органы выдают сертификаты неофициально. Если документ пройдет в таком виде, на наш рынок хлынет еще больше Китая. ГИБДД не контролирует ни ввоз, ни сертификацию, ни продажу автокомпонентов, ни процедуру их установки. Если утверждается, что выловить такую запчасть можно в ходе техосмотра, то нет, больше 90% всех пунктов технического осмотра состоят из стола, стула и прикрученной к ним девушки, то есть на бумаге. Системы техосмотра в стране не существует ни в каком виде. К чему тогда эти поправки, в чем польза гражданам? Это либо ошибка перевода, либо тотальная некомпетентность, либо диверсия”.

 

Начальник управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России, полковник полиции Роман Мишуров убеждён, что необходимо установить четкие правила игры и сертификации восстановленных автокомпонентов: “У нас нет статистики по авариям с автомобилями, где они использовались. Но мы готовы к дискуссии и вынесении консолидированного решения, готовы поддержать интересы граждан, наших коллег и изменения в Техрегламенте”.

 

Вместо заключения

Независимые автомастерские и крупнейшие представители автопрома ищут ответы на вопрос, кому выгодно принятие Технического регламента, и рассматривают его исключительно как попытку повлиять на их бизнес с помощью государственных структур. Сейчас же, если поправки в Техрегламент вступят в силу, уход клиентов автосервисов приведет к потере работы десятков тысяч сотрудников по всей стране, к росту расходов граждан на содержание автомобилей, ограничению их свобод. Цивилизованность государства и общества должна состоять в поддержке своих граждан и профессиональных сообществ, а не наоборот.

После того, как представитель РСА (Российского Союза Автостраховщиков) Сергей Соловов отказался давать комментарии, всех участников обнадёжил Борис Кисуленко, советник ген. директора по техническому регулированию НАМИ. Он отметил, что правила ЕЭК ООН являются добровольными. Но только тогда, когда они введены в технический регламент, имеют силу. “Наша задача - повысить безопасность дорожного движения. Регламент был разработан в 2010 году. С тех пор прошло много встреч, и мы всегда находили компромиссные решения. Обозначенные сегодня вопросы - правильные. Минпромторг и НАМИ готовы продолжать работу над поправками, готовы к переговорам”, - подвел итоги господин Кисуленко.

  

Принятие документа в данном виде “ударит рублём” по автовладельцам, производителям, автосервисам, обвалит целые секторы рынка. Но главное, эти изменения вряд ли смогут повлиять на безопасность движения, считают спикеры. Необходима гармонизация с международными нормами и практиками, точный перевод, исключающий двоякое его трактование, а также плавный переход к требованиям. Только при таких условиях возможен дальнейший диалог вместо попытки повлиять на рынок и монополизировать его в пользу одного из игроков.

Якушина Мария,

PR-специалист ЕвроАвто