Ремни CONTINENTAL. Теория и практика. Вопросы и ответы
Тренинг Continental
Весна. Где-то на югах птицы тренируются собираться в косяки, закачивают в планшеты дорожные карты, готовятся возвращаться. Но, опережая их, в Питер потянулись представители различных брендов. Февраль был не просто насыщен, а перенасыщен различными семинарами. В марте приехали самые степенные и выдержанные, один из них – Continental. И вроде виделись недавно, но тогда был так называемый продуктовый семинар, важен и интересен он был в большей степени работникам торгового зала. Сейчас же Дмитрий Осипов приехал с техническим тренингом, разработанным именно для работников СТО.
Удивительное совпадение – я тоже работаю на СТО, и у меня этот день был выходным, так что пропустить подобное мероприятие не счёл возможным. И таких любопытных в учебном центре ЕвроАвто оказалось больше 40 человек.
Причём не все из них мои коллеги, много сторонних механиков.
Дмитрий приехал не с пустыми руками, он привёз с собой учебное пособие – мотор от автомобиля FORD объёмом 600 кубиков.
Ну, то есть когда-то это был полноценный 1600, но целиком в ящик не помещался, да и тяжёлый, вот и пришлось отпилить лишнее. Программа тренинга была примерно такая: разбираем ситуацию, когда автомобиль приезжает на плановое обслуживание по замене ремня и прочих компонентов привода ГРМ. На что обращать внимание при проведении данных работ?
Вроде бы совсем недавно я от своего именно уже обсуждал подобную тему (https://www.drive2.ru/o/b/525048964051894928/). Но где я, со своим домашним образованием, и где Conti, монстры «ремнестроения», которые уже больше 120-ти лет специализируются (среди прочего) на всевозможных ремнях. Разве что кроме брючных. Кстати – упущение. Так вот, о чём это я? Ах, да! Приглашаю вместе со мной кратко прослушать курс «молодого механика». Но сначала вот вам загадка: что это - красное на синем?
Ответ через секунду.
Поликлиновые ремни
Итак, первым делом необходимо произвести демонтаж ремней привода вспомогательных агрегатов. На многих автомобилях для этого достаточно «взвести» механизм натяжителя или ослабить какой-либо из навесных агрегатов. Но есть моторы, и наш «тренажёр» один из таких, где применяются эластичные ремни, без систем натяжения. По задумке производителей снимаются такие ремни просто – разрезаются ножом. Но вдруг он совсем новый, или вполне себе такой исправный, или клиент просто просит сохранить? Выход есть, и предлагает его Continental в виде специального инструмента.
Способ применения простой: специальная лента с прокачанной брутальностью (на самом деле вместо которой можно использовать кусок старого ремня безопасности или буксировочного троса) заводится между ремнём и шкивом и затем резким движением сдёргивается в сторону.
На что обращать внимание? Поликлиновой ремень – это несколько клинообразных ремней на одной рубашке J. Поэтому для них по-прежнему важен профиль - как размер, так и форма. Можно сравнить с новым ремнём.
Слева старый ремень, справа - новый.
Лучше всего использовать специальный шаблон.
Слева шаблон на старом ремне, справа – на новом.
Если есть информация, что ремень установлен недавно, но налицо признаки повышенного износа (такие как трещины, выкрашивание, резиновая крошка), надо обязательно искать причины. Особое внимание - на соосность всех шкивов
и их состояние.
Не только износ рабочей поверхности может красть деньги из вашего кошелька. В этом преступном сговоре может участвовать неисправная муфта шкива генератора.
Особое внимание - шкивам на коленвалу. Если раньше это были простые круглые железяки, то на современных автомобилях это уже весьма сложное и высокотехнологичное устройство.
И если у вас именно такой монстр, проверяйте его состояние независимо от того, как выглядит ремень.
Несоосность может быть вызвана люфтом какого-либо из валов, например помпы, генератора или насоса ГУР (если есть).
Закрывая тему поликлиновых ремней, остаётся сказать совсем немного: благодаря применяемым материалам и технологиям эти ремни при нормальных условиях эксплуатации работают до 120 000 км. Если ваш вышел из строя значительно раньше – ищите неисправность.
Зубчатые ремни ГРМ
Теперь переходим к зубчатым ремням и прочим радостям газораспределительного механизма. Дмитрий берёт в руки инструмент и собственноручно откручивает болты и гайки.
Напоминаю: в зале сидят механики, работавшие в том числе и с данным мотором, и вскоре они начинают комментировать действия тренера и даже давать советы J. К чести Дмитрия, он не теряется и отвечает в той же тональности, в том числе, не задумываясь, отвечает на вопросы, возникающие по ходу. Например:
- От чего зависит ресурс ремня? Почему на машинах одной марки рекомендуется замена на 200 000 км, на других - всего на 60 000 км?
- Ресурс всего комплекта рассчитывается по ресурсу самого слабого из звеньев в цепи. В одном случае это может оказаться ролик натяжителя, в другом – помпа.
- Кстати, а обязательно менять помпу при замене ремня?
- В поголовном большинстве случаев вы не найдёте в инструкции по эксплуатации автомобиля, в её регламентном листе указания по замене водяного насоса. Но мы, как производители и разработчики привода в целом, рекомендуем менять те помпы, что приводятся в действие зубчатым ремнём, вместе с ним, и аргументы наши очень просты: изнашиваемой частью любого ролика в приводе ГРМ являются подшипники. Помпа также имеет в своей конструкции вал с подшипниками и совершает, по сути, то же количество оборотов, что и каждый из роликов, с такой же нагрузкой. Даже с большей - за счёт сопряжения с рубашкой охлаждения. Второй аргумент: при снятом ремне замена помпы не составляет никакого труда, но, если потечёт потом, для её замены снова придётся всё разбирать.
Возвращаемся к пациенту. За разговорами не заметили, как с мотора исчезли все навесные «помехи».
Итак, по легенде машина приехала на плановую замену ремня согласно регламенту. Тем не менее надо осмотреть ремень (ремни) на предмет видимых повреждений.
Например, трещины у основания зуба говорят как о слишком малом, так и избыточном натяжении.
Дмитрий спрашивает:
- Кто из вас помнит, что регулировку натяжения необходимо проводить только на полностью остывшем моторе?
Скажу честно: далеко не все подняли руки. Но зато сразу напомнили, что и собрались-то в аудитории не продавцы, а механики.
Встречный вопрос:
- Дмитрий, а вот на этом моторе натяжение производится же автоматически, подпружиненным роликом! Какая разница, при какой температуре его устанавливать и отпускать фиксатор?!
- Совершенно верно, только в случаях, когда вручную задаётся начальное положение ролика - по индикатору положения, неправильный температурный режим может привести к неприятным последствиям. Но вы должны об этом помнить и понимать смысл действий, а не работать одинаково во всех случаях.
Определите наличие подтекания каких-либо технических жидкостей. Если есть, необходимо устранить их и отмыть все поверхности до установки новых деталей.
Особое внимание - на шестерни. Износ зубьев, изменение профиля очень негативно сказываются на ресурсе ремня.
Не хочу отнимать много вашего внимания перечислением всех нюансов, они хорошо расписаны на сайте Continental
Вы помните, кто у нас сегодня в роли студентов?:-)
Вопросы
Вопрос из зала:
- Дмитрий, на этом моторе помпа приводится в действие отдельным ремнём. Однако для её замены также приходится снимать и ремень ГРМ. Значит ли это, что надо рекомендовать её замену при проведении этих работ, даже если она не течёт?
- Да, безусловно.
- А как убедить клиента, что нужно ещё больше денег потратить? Поменять и то, что вовсе «не болело»? Ведь это и помпа, и антифриз, и дополнительные работы, которые придётся оплачивать…
- Сейчас мы обсуждаем идеальные условия, говорим о том, как «правильно и как положено». Безусловно, решение будет принимать клиент, но ваша обязательная задача – разъяснить ему все варианты.
И тут прозвенел звонок. Перемена. В холле были организованы чай, кофе и печеньки. Некоторые, конечно, поддались соблазну. Но значительная часть не просто осталась, а окружила Дмитрия и закидывала его вопросами.
А кому не хватило места рядом с преподавателем, образовывались самостоятельно.
Важные детали
Во второй части тренинга уделяли внимание не столько технологии установки, сколько важным деталям, предшествующим ей. Позволю себе коротенько и тезисно озвучить основные:
- до начала установки (в идеале – до начала работ) проверить правильность подбора деталей. Даже для одной модели мотора могут существовать несколько вариантов комплектов. Если в процессе производства агрегата вносились изменения в конструкцию или размеры компонентов, менялись и их номера. В пример приводили Шевроле Авео, для которого выпускалось два набора, и внешние отличия были в какой-то шайбе на корпусе водяного насоса, наличии и отсутствии шестигранника для регулировки. Народ её просто выламывал и ставил такую «доработку». А по факту помпы отличались и конструктивно;
- даже если вы уверены в правильном подборе запчастей, необходимо сравнивать те детали, что сняты, с теми, что лежат в новой упаковке. Во-первых, нельзя совсем уж исключать пересортицу или ошибку упаковки на заводе. Во-вторых, нужно помнить о заводских изменениях.
Тут же прозвучал очередной вопрос:
- Как часто попадается брак?
Дмитрий:
- Конкретно в этом, 2019-ом году поступила только одна рекламация. В комплекте для замены цепи вместо двух разных были упакованы два одинаковых успокоителя («башмака»). А если говорить о статистике за много лет, то подтверждаются в среднем около 10-ти заявок в год, и это по всем товарным группам, не только ремням. Заявок, конечно, больше, но в 95% случаев проблемы связаны с неправильной кроссировкой магазинами и с ошибками при установке и эксплуатации.
- Ну, с установкой понятно, но как можно ошибиться с эксплуатацией?!
- Да просто: игнорировать подтёки масла или отсутствие защиты ремня от грязи.
Продолжаем?
Обязательно надо обращать внимание на упаковку - как на маркировку, так и на внешний вид.
По порядку: на самом зубчатом ремне всегда указана дата производства. Срок хранения – 5 лет. На индивидуальной упаковке зубчатого ремня – дата, до которой его необходимо установить. Во-первых, они должны друг другу соответствовать.
Во-вторых, что логично, устанавливать ремень после обозначенного срока категорически нельзя.
- А по сроку эксплуатации есть ограничения?
- Если такие ограничения и есть, узнавать о них надо непосредственно в мануалах производителя автомобилей.
Что касается упаковки: она должна быть целой и не мятой. Это хоть как-то подтверждает, что никто любопытный не вскрывал её и не делал с ремнём вот так:
Перегибать вот так ремень категорически нельзя. Это приводит к тому, что корд из стекловолокна лопнет.
Про фазы, фиксаторы и натяжение сегодня не будем писать/читать. Напомню, что очень важно затягивать весь крепёж только с регламентированным моментом. А значит, необходим динамометрический ключ.
Это значительно уменьшает риск облома шпилек или самоотпускания роликов.
Установка ремней
Дмитрий приступает к установке ремня, этот момент привлекает пристальное внимание всех участников тренинга.
Механики, хорошо знакомые с данным агрегатом, уже почти наперебой указывают Дмитрию, что и как делается :) Зубчатый ремень и ролики на месте, все шкивы прикручены, и надо устанавливать ремни привода вспомогательных агрегатов (уж извините за частое применение терминов).
Ой, не надевается?! Тут в ход идёт вторая «финтифлюшка» из набора (первой была красная лента, если уже забыли).
Вот как её применять:
Общими усилиями агрегат собран и почти готов к запуску. Вопросы есть?
Да вроде уже все всё узнали…Ну тогда последнее задание: посмотрите на мотор и скажите, почему его нельзя заводить и эксплуатировать? Забыв на время, что это муляж, конечно.
Подсказка…
На самом деле мы обсуждали ещё несколько тем, но это будет уже совсем другая история…
Валерий Анатольевич,
механик СТО ЕвроАвто